Библиотека расположена на первом этаже основного здания гимназии. Занимает изолированное приспособленное помещение – комнату площадью 53,4 кв.м. с декабря 2003 года. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов в 2017 году не предусмотрено. Доступ на 1 этаж здания к библиотеке обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в образовательную организацию.

Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом, и автоматизированным рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет, подсоединено к общей локальной сети гимназии. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью - 18,1 кв.м. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой, имеющая высшее образование, общий стаж работы 8,5 лет, стаж работы библиотекарем 3 год три месяца.

Режим работы библиотеки – с 9.00 до 16.00 (понедельник -пятница) без перерыва на обед, суббота - санитарный день, воскресенье - выходной день.

Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы. В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации.

Основными задачами библиотеки являются:

1) Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

2) Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культурой и культурой чтения.

3) Совершенствование традиционных и освоение новых технологий. Использование и развитие информационно-коммуникационных технологий в преподавание школьных предметов.

4) Работа с учебниками, привлечение родительской общественности. Работа с классными руководителями.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

-учащиеся начальной школы – 441 человек, 37,0%;

-учащиеся средней школы – 535 человек, 44,9%;

-учащиеся старшей школы – 82 человека, 6,9%;

-педагогические работники – 88 человек, 7,4%;

-другие работники – 45 человек, 3,8%.

Всего обслуживалось 1191 читателей. Число посещений – 9961, объём книговыдачи –14387 экземпляров.

Традиционно фонд библиотеки разделён на учебный и художественный.

Учебный фонд, это учебники и учебные пособия, на 1 мая 2016г. составил 17055 экз.

Год

Кол-во поступивших учебников (экз.) за счёт бюджета

Количество

выбывших

учебников

Фонд

учебников

2008

1318

1497

8884

2009

426

1363

7947

2010

1793

-

9740

2011

3427

2063

11601

2012

4225

-

15826

2013

3740

-

19565

2014

1313

4297

16581

01.01.2015

19566

01.05.2016

17055

Художественный фонд укомплектован справочной, научно – популярной, отраслевой, художественной литературой:

-младшего школьного возраста – (1-4 классы),

-среднего школьного возраста – (5-8 классы),

-старшего школьного возраста – (9-11 классы);

- педагогической и методической литературой для педагогических работников.

Контрольные показатели:

- книжный фонд – 9240 экземпляров;

- фонд учебников -17055

– актив 14215 экз.,

- пассив 2840 экз.;

- брошюр – 834 экз.;

- журналов -604 экз.

Книгообеспеченность - 7,6 экз.

Обращаемость художественной и научно-познавательной литературы -0,9.

Книговыдача художественной и научно-познавательной литературы -555 экз.

Общая книговыдача с учётом учебной литературы – 14942 экз.

Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:

-книга суммарного учёта основного фонда библиотеки;

-книга суммарного учёта фонда учебников;

-инвентарные книги (5 шт.);

-папка «Акты»;

-папка «Накладные»;

-картотека учета учебников;

-тетрадь учета художественной литературы, принятой взамен утерянных;

-тетрадь учета учебников, принятых взамен утерянных;

-тетрадь учета карточек;

-план работы библиотеки;

-дневник работы библиотеки;

- формуляры читателей.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Пополнение фонда учебников осуществляется за счёт средств регионального

бюджета. Акты взамен утерянной литературы и списание фонда с учётом ветхости и смены программ оформлялись своевременно.

На открытом доступе книжный фонд расставлен по возрастным группам по алфавиту, наиболее значимые книги выделены закладкой «Прочти – это интересно», имеются персональные разделители.

DSCN3254

В целях безопасности часть фонда закрыта и расставлена по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.

Все издания технически обработаны. В библиотеке имеется штамп. Ведётся алфавитный каталог, систематическая картотека статей, картотека научно - методической и педагогической литературы, картотека «Памятные даты», «Картотека учебников».

DSCN3247

Средства на полноценное комплектование книжного фонда не выделяются. Книжный фонд библиотеки на 70% обветшал, информационно устарел и не соответствует образовательному стандарту. Поддерживать фонды в рабочем состоянии позволяет успешное использование дополнительных источников финансирования. Среди них подарки от выпускников школы (организованно от классов и от отдельных учеников), частных лиц (в том числе и от педагогов). Мы признательны всем нашим дарителям, с их помощью за последние годы увеличился фонд справочной, познавательной литературы это издания «Аванта+», «РОСМЭН», «Я познаю мир», «Сто великих…» и др.

DSCN3279

Однако библиотеку не устраивает случайное, произвольное комплектование. Решение поставленных перед нами задач требует оперативного, целенаправленного, продуманного комплектования.

Библиотека имеет условия для обслуживания читателей: удобное помещение, но требующее капитального ремонта.

DSCN3284

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели располагают возможностью свободного выбора и доступа к различным источникам информации. Работая самостоятельно, получают во временное пользование печатные издания из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Заведующая библиотекой контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей. Выдача и приём учебников осуществлялась по графику. Обучающиеся были обеспечены учебниками на 100%, использовались ветхие учебники, приведённые активом в порядок, обменный фонд, учебники в электронном формате.

Для привлечения читателей в библиотеку проводились экскурсии учащихся 1-3 классов «Первое посещение библиотеки», «Мудрое царство – книжное государство», «Как рождается книга», «Книга - окно в мир».

Для информирования читателей оформлялись разнообразные книжные выставки

DSCN3274

к юбилейным датам:

- «Королева детектива» (к 125-летию со дня рождения А. Кристи),

- «Нет поэта без Родины» (к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина),

- «Добрый и мудрый сказочник» (к 110-летию со дня рождения А.А. Роу),

- «Начало космической эры» (к 55-летию со дня первого полета человека в космос),

- «Поклонимся великим тем годам» (к 71-летию Победы советского народа в ВОВ 1941-1945г.г.) и др.

по пропаганде здорового образа жизни:

«Я выбираю жизнь»,

«Активность - путь к долголетию»,

«Коварные разрушители здоровья» и др.

DSCN3257

по экологии:

«Тайны живой природы»,

«Чудо всюду» и др.

DSCN3244

по трудовому воспитанию:

«Как выбрать профессию?», «Человек и профессия» и др.

DSCN3259

Использовались индивидуальные, групповые и массовые формы информирования. Для оперативного информирования и привлечения внимания к книге оформлялись выставки одной книги или журнала.

Одним из направлений в работе библиотеки является воспитание информационной культуры, умений пользоваться библиотекой. Данное направление реализуется через систему библиотечно-библиографических знаний:

«Справочная литература» - энциклопедии, словари - 4, 7кл.,

«Какой я читатель. Моя библиотека» - 5кл,

«Книжная скорая помощь - ремонт книг» - 6кл.,

«Периодические издания в библиотеке» - 8, 9кл.,

«Вселенная в алфавитном порядке» - 10кл.,

«Система каталогов и карточек» - 11кл.

DSCN3251

Число читающих не повышается, чтение становится непрестижным. Анализ читательских формуляров показывает, что изменилась структура чтения: дети чаще обращаются к специальной и справочной литературе: преобладает деловое чтение, чтение художественной литературы только по школьной программе, значительный интерес проявляется к периодическим изданиям: «Весёлый затейник», «Классный журнал», "Понимашка".

Всё новое в педагогической науке и практике можно найти на страницах педагогической периодики, и только малая часть имеется в библиотечном фонде школы. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания учащихся новейшими педагогическими технологиями.

Особой популярностью и повышенным спросом пользуются периодические издания: «Классный руководитель», «Завуч», «Педсовет», «Последний звонок», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем», информирование о которых проводилось на методических объединениях учителей.

Гимназия сегодня ориентируется на внедрение новых информационных технологий, и библиотека представляет свободный доступ учителям к любому виду информации. В читальном зале проводятся уроки, требующие групповой работы с видеоматериалами по определённой теме учебной программы и графику, составленному учителем совместно с сотрудником библиотеки. Здесь созданы условия для работы с информацией, представленной во всех видах – печатном, аудио/видео.

Современная школьная библиотека - это богатый разнообразный фонд при полной обеспеченности учебниками, наличие медиаресурсов (и видео -, и аудио), компьютерные возможности ведения каталога, инвентарной книги, множительная и копировальная техника, распечатка карточек для традиционного каталога, организации таблиц распределения учебников по классам, предметам и пр. – всё это суть признаки «продвинутости», признаки библиотеки - медиатеки, информационного центра. Эти задачи пока не решены. Аудиовизуальные материалы только начали входить в фонд библиотеки и их недостаточно.

В течение всего года от читателей поступило 75 запросов разного характера. Справки на наличие литературы уточняющего характера, тематические, фактографические и др. В большинстве своём справки выдавались при подготовке рефератов, докладов, сообщений, общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов.

Информация о проводимой библиотекой работе вывешивается в фойе школы на стенде «Объявления» и в учительской.

Группы обучающихся имеют возможность посещать библиотеку еженедельно по графику, утверждённому директором ОО. В час посещения библиотеки дети знакомились с журналами, книгами, справочными и энциклопедическими изданиями, изданиями, представленными на книжных выставках, как самостоятельно, так и с помощью библиотекаря, который проводил обзоры и индивидуальное информирование.

Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены.

Фонд литературы нуждается в систематическом пополнении справочными и научно – популярными изданиями, произведениями, изучаемыми по программе, изданиями для педагогов. Отсутствует полноценное пополнение, обновление фонда с учётом требований вариативного обучения, недостаточно энциклопедической, новой познавательной, научно- популярной и художественной литературы, нет поступлений методической, детской художественной литературы, современных детских периодических изданий. Не всегда удовлетворялись запросы потребителей

Вывод: необходимо запланировать мероприятия для решения следующих проблем:

- отсутствие комплектования новой художественной литературы;

- слабая техническая оснащённость;

- отсутствие капитального ремонта;

- снижение интереса к чтению в целом.